Понедельник, 06.05.2024, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сайт учителя информатики
Главная Графический способ решения уравненийРегистрацияВход
Меню сайта
Безопасность
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Графический способ решения уравнений

Первая часть урока

Ход урока

I. Устная работа

Решите устно уравнения:

          

В каких четвертях расположен график функции и что является графиком функции:

    

II. Объяснение темы

На доске записаны уравнения

                                    

Попробуйте определить корни данных уравнений. (Учащиеся затрудняются в ответе)

Традиционно по формуле или выделением квадрата двучлена довольно сложно решить такие уравнения. Это приводит к громоздким преобразованиям. Рассмотрим новый способ решения

 уравнений - графический.

Для примера возьмем одно из данных уравнений. Рассмотрим все этапы решения уравнения

 х3 - 1,2х+0,5=0 графическим способом.

1. Перепишем уравнение в виде равенства, в правой и левой частях которого стоят выражения более простого вида. Эти выражения, будучи приравнены к у, дают функции с более легким построе­нием графиков.

х3=1,2х - 0,5

2. И левую и правую часть уравнения представим в виде отдельной функции, т.е.

 у = х3 и у=1,2х-0,5

 

3.   Построим в одной системе координат графики этих функций:

 4. Найдем точки пересечения графиков: (0,5;0,5),(-1,2;-2)

5.   Определим абсциссы точек пересечения этих графиков, которые и будут корнями исходного уравнения: х1=0,5;х2=-1,2

6. Обратим внимание, что корни получаются приближенные. Чтобы убедиться, что корень точный, надо подставить его в  уравнение, т.е. делается проверка.

 

 

 

 

IV.       Закрепление темы

1.На экран выводится слайд  с алгоритмом решения уравнения графическим способом. И еще раз проговариваются все пункты решения.

2.Работа у доски и в тетрадях.

Решим  № 622 (а) (у доски и в тетрадях),

 №624 а) - (у доски и в тетрадях), б) самостоятельно.

                     

   Не все уравнения можно быстро решить. Много времени занимает построение графиков. Экономить время при решении более сложных уравнений позволяют специальные компьютерные программы. На следующем этапе урока мы закрепим полученные знания с помощью компьютерной программы Master Function.

Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?
В чем сложность при решении уравнений графическим способом?

Вторая часть урока (Урок проводится в компьютерном классе)

Ход урока.
Два ученика записывают на доске решение заданий:

           1) №623 (а),                                                       2) №625 (б).

            

Остальные решают аналитически № 622(б):

х2+1,5х-2,5=0,      Умножим обе части уравнения на 2,

2+3х-5=0,           2+3-5=0 значит можно применить теорему Виета,

х1=1, х2=-2,5.

Ответ 1, -2,5.

II. Не все уравнения можно так быстро решить. Экономить время при решении уравнений позволяет специальная компьютерная программа - Master Function. Инструкция по работе с программой возле каждого компьютера:

Графики в программе Master Function строим следующим образом:
- нажмите F2 или выберите на панели инструментов f(x);
- введите функцию используя английский алфавит и математические символы (* - умножение, / - деление, ^ - степень);
- введите ширину линии
- введите диаметр точки,
- введите цвет графика;
- нажмите Добавить функцию.

 

Координаты любой точки графиков можно определить, наведя курсор на эту точку. Тогда в левом нижнем углу экрана появятся координаты этой точки.

Класс разбивается на 7-8 групп по 3 учащихся. Решают уравнения графически с использованием компьютера. Каждой группе выдается карточка из 3 уравнений.

 Вопросы, на которые нужно ответить в процессе решения уравнений выдаются каждой группе.

  1. Переписать уравнение в виде равенства, в правой и левой частях которого стоят выражения более простого вида. Эти выражения, будучи приравнены к у, дают функции с более легким построе­нием графиков.
  2. Построить в одной системе координат графики этих функций с помощью программы Master Function.
  3. Определите типы полученных графиков
  4. Найти точки пересечения графиков.
  5. Определить абсциссы точек пересечения этих графиков, которые и будут корнями исходного уравнения.
  6. Определите, сколько корней имеет данное уравнение, почему.

Ответы на вопросы занесите в таблицу. Таблица дана на доске.

 Таблица и выводы записывают в тетрадь.

Также для сильных учащихся предусмотрены дополнительные уравнения.

    

III. Подведение итогов.

В подведении итогов учитель задает учащимся вопросы:

  • Что вы сегодня научились делать? ( Решать уравнения графическим способом; отработать алгоритм решения).
  • Как сэкономить время решения уравнений графически?  (Использовать компьютерную программу - Master Function).
  • Какие выводы вы сделали в процессе решения? (С помощью компьютера можно рассмотреть случаи решения уравнений на большем промежутке; рассмотреть уравнения, которые имеют два корня, один корень, не имеют корней; рассмотреть большое количество разнообразных графиков, их взаимное расположение).

IV. Домашнее задание: Повторить алгоритм, решить № 623 (б),  № 629 (б),  № 631.

 

 


 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
часы
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Школа № 31
  • Белова Ю.В.
  • Мамочкина М.В.
  • Мансырева Л.С.
  • Кондратенко Л.П.
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz