Воскресенье, 19.05.2024, 11:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сайт учителя информатики
Главная Мои статьиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Безопасность
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование ИКТ компетентности учащихся на уроках информатики через применение метода проектов

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Происходящее на наших глазах становление информационного общества не может не затронуть один из главных механизмов воспроизводства современного человека — общеобразовательную школу. Сегодня перед школой стоит непростая задача — подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе.

Информатизация школы — многоэтапный процесс. Он связан с изменением многих аспектов образовательной среды учебного заведения.  Это достаточно длительный процесс, который будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Образование — в значительной степени работа с информацией. Сегодня начали распространяться новые, высокоэффективные педагогические технологии, которые связаны с использованием цифровых технологий, что делает школу одним из важнейших потребителей средств ИКТ. Информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, которые выполняются с помощью ИКТ. Главная отличительная черта изменяющейся школы — появление новых образовательных практик (поддержанных информационными технологиями), новых методов и информационных форм учебной работы, увеличения разнообразия, широты и интенсивности их применения. Информатизация — процесс появления, распространения и закрепления этих практик в школе. Значительно расширяется роль учителя информатики в школе, дополнительно он становится координатором информатизации учебного процесса.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ.  В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Последние десятилетия характеризуют­ся появлением и активным развитием та­кого социокультурного феномена, как проектность, которая становится неотъемлемым компонентом деятельности человека прак­тически в любой сфере, в том числе и в об­разовании. Проектирование связано с по­строением новых моделей (в настоящее время прежде всего информационных, зна­ковых, реализуемых на компьютере) объектов, процессов, деятельности и ори­ентировано на создание определенного ма­териального продукта или получение но­вого знания.

В качестве основной образовательной цели при этом выдвигается овладение обу­чаемым новыми способами деятельности, самим деятельностным подходом, что долж­но обеспечить ему полноценную возмож­ность понимать, осознавать, анализировать не только с чем (объект деятельности) он ра­ботает, но и что (как) он делает. Выполнение учебных проектов требует овладения новы­ми видами умений и навыков, способами де­ятельности, а возможность реализации задач проекта различными путями и средства­ми

В настоящее время учебное проектирова­ние как новая технология обучения, тесно связанная с жизнью, практикой, стимулиру­ющая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверж­даться и самореализовываться в разнообраз­ной учебной и практической деятельности, может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему.

При этом целеполагание в реализации проекта выступает как важнейшее средство управления процессом познания. Механизм управления учебным процессом, основанный на ином типе взаимодействия преподавате­ля и обучаемых в процессе учебного проек­тирования, дает возможность трансформи­ровать функции внешнего управления по отношению к учебной деятельности обучае­мого в самоуправление.

Практическая направленность проекта обусловлена его ориентацией на решение практически важной проблемы. Выполненные школьниками проекты должны иметь личност­ную или общественную значимость, приводить к реальным, осязаемым результатам, которые можно применять в практической деятельнос­ти.

Интегративность содержания проекта означает необходимость синтеза знаний, способов деятельности для его реализации, часто с привлечением содержания из других учебных предметов.

Метод проектов является наиболее есте­ственным способом создания в ходе обуче­ния среды (т.е. условий и ситуаций дея­тельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетен­ций у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составля­ющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную ком­петенции.

Метод проектов особенно важен на стар­шей ступени школы в условиях введения профильного обучения. Понимание значимо­сти учебных проектов привело к тому, что в новом варианте базисного учебного плана старшего звена школы в рамках школьного компонента содержания обучения специаль­но предусмотрена, наряду с элективными курсами, проектная и исследовательская деятельность школьников.

Готовить обучающихся к работе с проектами мы начинаем уже в начальной школе на уроках «Информационной культуры»

Проекты в начальной школе

Использование младшим школьником в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности обучающихся и придает ему более высокий социальный статус. Существенно возрастает самооценка ребенка.

Проекты в младших классах — это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это не полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно. Это лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.

Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций.

Ученики выполняют творческие работы в виде рисунков, поздравительных открыток, брошюр, пишут рассказы, сказки, создают небольшие презентации. В 5-7 классах линия информатики продолжается групповыми занятиями.

Учащиеся знакомятся с программой «Power Point», создают мультфильмы в программе Flash.

Начиная с 8 класса обучающиеся начинают изучать базовый курс информатики. И здесь проекты можно выполнять практически при изучении каждой темы.

При изучении графического  редактора учащимся предлагается выполнить проект «Подводный мир». Подготовительным этапом работы над проектом является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе Paint.

Данный проект позволяет с интересом изучить возможности графического редактора Paint, проявить творчество и фантазию. А также, привить интерес к предмету и окружающему миру. Участвуя в данном проекте, ученики не только учатся работать в графическом редакторе, но и знакомятся с подводным миром и  его обитателями, средой их жизни.

В итоговой работе учащиеся создают рисунки в графическом редакторе Paint на тему «Подводный мир» или «Жители подводного царства», используя основные инструменты.

        

При изучении текстового редактора обучающимся бывает скучно и неинтересно выполнять упражнения, предлагаемые учителем. Поэтому при  изучении возможностей текстового редактора учащиеся в рамках нескольких уроков реализуют проект «Компьютерная школа», приобретая первоначальные навыки работы в текстовом редакторе. При изучении темы основное внимание вначале уделяется знанию основных понятий и определений, формируется пакет документов. В ходе работы, изучаются приемы ввода и редактирования текстов, работа с фрагментами, приемы форматирования, создание шаблонов и стилей, работа с таблицами и размещение в тексте графики, рисунков, фигурного текста, осуществляется печать документов.

Результатом работы является папка с работами каждого учащегося.

Гипертекст

Подходы к организации проектной деятельности строятся в определенном алгоритме: проект начинается постановкой проблемы и заканчивается рефлексивным анализом успешности ее решения в результате проектирования. Исследовательская часть проекта, этап анализа, самостоятельного «нащупывания» путей решения проблемы — важнейшая часть процесса работы над проектом. Научиться проведению исследования станет чуть легче, если попытаться увидеть в этой части работы черты гипертекста: боковые ответвления, отступления, ссылки.

Выполняющий проект ребенок должен почувствовать вкус к такого рода путешествиям по «расходящимся тропкам», для него в этом заключается увлекательный момент, игра, развлечение. В то же самое время в этой деятельности заложен глубокий образовательный смысл, постижению структурных аналогий в различных явлениях. Опыт работы со ссылками чрезвычайно важен, так как учит структурировать материал, определять, где можно ограничиться простым упоминанием о факте, а где необходимы подробности в контексте выполняемого проекта.

При всей привлекательности и занимательности путешествия по гиперссылкам существует опасность ухода в сторону от целей и смысла конкретного проекта. И вот здесь помочь учащемуся, подстраховать его — одна из прямых задач педагога — руководителя проекта. Именно педагог должен помочь увлеченному учащемуся вовремя остановиться когда ответвление становится тупиковым или уводит в другую проблемную область.

Подготовка презентаций

Тема «Создание компьютерных мультимедийных презентаций» на уроках информационных технологий в старших классах необходима учащимся, так как  им приходится часто выступать на различного рода конференциях, делать доклады, сообщения, защищать рефераты. Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад. Для создания компьютерных презентаций традиционно используется приложение MS Power Point. На первом занятии перед учащимися ставится цель: создать презентацию на произвольную  тему. Ребята увлеченно,  с интересом собирают материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо  ее так   подать, чтобы твоя презентация не была  скучной, и зрители  смотрели бы не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решает, работая над своим проектом. При выполнении данной работы обучающиеся изучают основы проектирования презентаций с использованием мультимедиа технологий, осваивают приложение MS Power Point. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети ищут ответы. Это действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга. В процессе выполнения своих индивидуальных проектов, учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.

Когда работа над проектами закончена, мы в качестве итога проводим защиту презентаций. К защите презентации каждый учащийся должен предоставить не только саму работу, но и пояснительную записку к ней.

Межпредметные проекты

Проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования, а также позволяет заинтересовать «нетехнических» детей современными компьютерными технологиями и программами, использование которых дают в руки будущих лингвистов, юристов художников дизайнеров широчайшие возможности и богатый набор инструментов. Использование компьютеров и элементов информатики в других дисциплинах, изучаемых в школе, может продемонстрировать ученику необходимость и целесообразность применения компьютера в повседневной жизни, как инструмент  для добывания и использования информации. Межпредметные связи и использование ИКТ позволяют не только углубленно изучать материал по каждому из предметов, но и формировать общеучебные умения, системы научных знаний, мировозренческие убеждения.

Работу методом проектов в школе можно сравнить с курсовыми работами в высших учебных заведениях, поэтому, приучая детей к выполнению школьных проектов, мы тем самым подготавливаем их к серьезной предпрофессиональной работе.

Примером такой работы может служить проект «Экономико-географическая характеристика региона».

Учащимся было предложено выполнить проект с помощью языка разметки гипертекста HTML. К достоинсту этого вида контроля следует отнести возможность проверки таких качеств учащихся, как умение подобрать материал по теме доклада из разных источников информации, анализ собранной информации, способность делать выводы, овладение приемами публичной аргументации. Совместно с учителем географии готовятся темы. Он консультирует ребят по содержанию проекта, а учитель информатики берет на себя техническую сторону реализации проекта.

Можно внедрять и краткосрочные, миниатюрные межпредметные проекты. Например, проект по информатике и английскому языку «Моя школа». Были проведены занятия по английскому языку на заданную тему. Класс был разбит на группы. Каждая группа должна была представить проект на английском языке.

Совместно с учителем изобразительного искусства выполнен прект-презентация «Детские образы в искусстве»

В результате работы над этим проектом изучаются возможности создания презентаций в программе MS PowerPoint:

  • Осваивают приемы работы с шаблонами оформления, разметкой слайдов;
  • Выполняют вставку рисунков;
  • Знакомятся с различными режимами показа презентаций, гиперссылками;
  • Осуществляют звуковое оформление презентаций и вставку элементов анимации.

Проект «Сталинградская битва» выполнялся совместно с учителем истории, получил высокую оценку учителей истории в школе,  был рекомендован для участия в городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги», где занял второе место.

Работа выполнялась для школьного музея.

Целью работы является:

1. пополнить фонды школьного музея «Наши земляки в Великой Отечественной войне»;

2. заинтересовать учеников историей своей малой Родины;

3. научить ребят проводить исследования, как в поиске материала, так и в его оформлении.

Задача учеников: собрать как можно больше фото и устного материала, посетив и опросив жителей поселка, а затем оформить его в установленные сроки.

Кроме того, учащиеся IT-классов создают электронные учебники, методические пособия, контролирующие программы, учебные программы которые учителя нашей школы используют в своей педагогической деятельности.

Главное условие, которое ставится перед обучающимися при работе над проектом - результаты работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость будет ли это газета, Web-страница, альбом, бортжурнал "путешествий", видеофильм...

На сегодняшний день в обществе актуальна потребность в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельности и нестандартному решению проблем. Считаю, что проектная технология одна из тех, которые позволяют решать эти задачи.

Литература

1.    Угринович, Н. Преподавание курса «Информатика и информа­ционные технологии»/ Н. Угринович, В. Морозов, В. Нечаев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

2.    Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе/ А.В. Бычков. — М., 2000

3.    Полат, Е.С. Как рождается проект / Е.С. Полат. — М., 1995.

  1. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся/ И.С. Сергеев. - М.: Аркти, 2004.
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

6.    Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/  В.В. Гузеев// Директор школы. — 1995. — № 6.

7.    Перевертев, Л. Проектный подход и требования к учителю/ Л. Перевертев // Школа и производство. — 2002. — № 1. — С. 14-16.

8. Цветкова, М.С. Столетие проектного обучения/ М.С Цветкова. //Приложение к газете «Первое сентября» Информатика. – 2002. - № 20.

9. Киселева, М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах/ М.М. Киселева// Информатика и образование. -  2005. -  № 8.

10. Барыкова, Н.А. Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования/ Н.А. Барыкова.//metod@eemcit.tpi.ac.ru. МОУ средняя школа 112. г. Трехгорный.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: liliy_z (13.01.2015)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
часы
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Школа № 31
  • Белова Ю.В.
  • Мамочкина М.В.
  • Мансырева Л.С.
  • Кондратенко Л.П.
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz