Портфолио как инструмент эффективного мониторинга образовательных достижений обучающихся по информатике в информационно-технологическом профиле
Профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет полно учитывать интересы, склонности и потребности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.
Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Обязательное условие существования эффективной школы – это совершенствование системы оценивания. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Сейчас, в период внедрения и распространения профильного обучения в отечественной школе, весьма актуальной становится тема разработки инструмента эффективного мониторинга образовательных достижений учащихся. Такой технологией может стать портфолио.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Традиционное портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам способом оценивания, портфолио позволяет решать следующие задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Таким образом, портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру профильного обучения. Кроме того, портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой профильного обучения:
• Поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;
• Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• Формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• Содействовать индивидуализации образования школьников;
• Повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции
Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Учёт документов, входящих в портфолио, осуществляет учитель информатики, который отвечает за объективность и достоверность сведений, заносимых в портфолио.
Состоит портфолио из следующих разделов разделов:
- «Портрет»;
- «Рабочие материалы»;
- «Достижения».
Раздел «Портрет» представляет информацию об ученике. Это может быть эссе, фотография, анкета и т.п.
Раздел «Рабочие материалы» включать материалы, которые созданы и систематизированы самим учеником.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся грамоты, похвальные листы, зачетные книжки, сертификаты и другие документы, отражающие образовательные достижения ученика или фиксирующие личностный рост воспитанника.
Портфолио достижений ученика является одним из современных средств индивидуальной оценки знаний учащегося, позволяет накапливать и оценивать индивидуальные достижения ученика за весь период его обучения. Портфолио представляет собой отчет, составляемый в процессе обучения школьника или студента, позволяющий увидеть результаты творческих работ, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика, продемонстрировать его способности применять на практике приобретенные знания и умения. С помощью портфолио можно оценить творческие способности школьника. Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться в зависимости от целей его создания и ситуаций, в которых может быть использован.
Портфолио документов, или рабочее портфолио
Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс при изучении предмета. Это портфолио показывает, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Показательное портфолио
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по предмету. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в это портфолио входят электронные версии работ, пояснительные записки, сопровождающие эти работы.
Портфолио подготовленности используется как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в области информатики.
Портфолио для поступления в вуз
Колледжи и университеты используют показательное портфолио как основание для приема абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приемной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении.
Технология портфолио широко внедряется в образовательную практику. Она находит себе место на самых различных этапах и ступенях обучения и стала связующим звеном между различными этапами образования.
Литература
- Новикова, Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта /Т.Г. Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. - М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003.
- Кузнецов, А.А. Информатика в профильной школе / А.А.Кузнецов, Л.О. Филатова // Информатика и образование - № 6 – 2003.
- Панюкова, С.В. Электронный портфолио ученика / С.В. Панюкова, Н.Е. Есенина // Информатика и образование - № 7 – 2007.
|