Воскресенье, 19.05.2024, 09:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сайт учителя информатики
Главная Мои статьиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Безопасность
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Нынешние дебаты  о необходимости изменения школы в ответ на изменения в области производства и повседневной жизни людей связаны с представлением о становлении информационного общества, которое идет на смену индустриальному, подобно тому как само индустриальное общество пришло на смену аграрному.

Становление индустриального общества привело к построению школы индустриального общества. Происходящее на наших глазах становление информационного общества также не может не затронуть один из главных механизмов воспроизводства современного человека — общеобразовательную школу. Сегодня перед школой стоит непростая задача — подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе.

Информатизация школы — многоэтапный процесс решения этой задачи. Он связан с изменением многих аспектов образовательной среды учебного заведения. Это достаточно длительный процесс, который будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Образование — в значительной степени работа с информацией. Традиционные педагогические технологии выстроены под информационные технологии индустриального общества. Сегодня начали распространяться новые , высокоэффективные педагогические технологии, которые связаны с использованием цифровых технологий, что делает школу одним из важнейших потребителей средств ИКТ. Информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, которые выполняются с помощью ИКТ. Главная отличительная черта изменяющейся школы — появление новых образовательных практик (поддержанных информационными технологиями), новых методов и информационных форм учебной работы, увеличения разнообразия, широты и интенсивности их применения. Информатизация — процесс появления, распространения и закрепления этих практик в школе.

Одним из необходимых условий успешной реализации модернизации образова­ния на современном этапе является формирование единого информационного обра­зовательного пространства на всех уровнях (от отдельного учебного заведения до региона и страны в целом) с обеспечением их интеграции. Первостепенное значение в этом процессе приобретает создание единой информационной среды в каждом образовательном учреждении (ОУ).

К настоящему времени широкое распространение получили два основных под­хода к проведению информатизации школ. Первый — информатизация ОУ как предприятия. В этом случае в первую очередь автоматизируется финансово-хозяйствен­ная деятельность.

Основу другого подхода составляет информатизация образовательно-воспита­тельного процесса, когда формирование единого информационного пространства ОУ осуществляется через информатизацию педагогической деятельности, т. е. отправ­ной точкой информатизации является учебный процесс.

На сегодняшний день одной из главных проблем остается недостаточный уровень ИКТ-компетентности учителей-предметников. Хотя этап «ликбеза» в области компьютерных технологий можно считать пройденным (более половины учителей имеют удостоверение «пользователь ПК», проведен семинар «Информационные технологии в образовании», разрабатывается курс «Создание тестов с помощью программы Excel), но необходимо сконцентрировать внимание на методике применения средств применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, больше внимания уделять возможностям использования ИКТ в воспитательной работе, процессе социализации подростков, мониторинге процесса образования.

Организация управлением ОУ

Одним из направлений реформирования ОУ является совершенствование управленческой деятельности, эффективность которой напрямую зависит от состояния информационного обеспечения — системы сбора, распространения и использования педагогически значимой информации.

В контексте современных социально-экономических и информационно-технических отношений повышение качества управления ОУ предполагает оптимизацию информационного обеспечения посредством информационно-коммуникационных технологий. Информатизация управления ОУ ведет к улучшению организационной. Методической и материальной базы школьного воспитания. Этот процесс обеспечивает переход к качественно новым стилю и процедурам руководства, способствует дальнейшему устойчивому развитию педагогической системы, а в конечном итоге повышению качества реализации социального заказа. Следует отметить, что в условиях информатизации значительно вырастают требования к профессиональной компетентности руководителей сферы образования. На сегодняшний день не все руководители способны успешно решать управленческие задачи посредством ИКТ.

Под информатизацией управления ОУ понимается система знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления управленческой деятельности в условиях информатизации образования. Эта система может быть представлена совокупностью базовых и профессиональных умений.

В состав базовых входят умения, связанные с

поиском информации в различных источниках;

созданием и редактированием текстов, таблиц, схем в MS Word;

формированием расчетных таблиц, графиков, диаграмм средствами Excel;

оформлением рисунков в MS Paint;

организацией работы с базами данных в MS Access;

разработкой презентаций посредством MS PowerPoint;

планированием деятельности на основе программы MS Outlook;

созданием, передачей электронных писем и т.д.

Наличие базовых умений является предпосылкой для формирования профессиональных умений, которые можно объединить в три группы.

Первая группа включает аналитические умения, которые проявляются в способности специалиста оценить возможности применения средств ИКТ в решении задач управления ОУ;

Осуществлять выбор ПО для решения управленческих функций;

Выполнять поиск и систематизацию педагогически значимой информации.

Во вторую группу входят коммуникативные умения, необходимые для организации информационного взаимодействия, установления и развития контактов с «общественностью» (дети. педагоги, сотрудники, родители, учредители, спонсоры, органы управления образованием, социальные институты и т.д). К ним относятся умения устанавливать источники и формировать потоки информации о направлениях деятельности ОУ; строить общение с коллегами, экспертами, потребителями образовательных услуг в режиме реального времени; осуществлять диалог с различными предприятиями, органами власти посредством ИКТ.

Третья группа представлена совокупностью конструктивных умений, связанных с организацией управления ОУ посредством программных продуктов общего и специального назначения. В ее состав входят умения применять стандартные программы;

Работать с информационными ресурсами сети;

Использовать специальные программы в управленческой деятельности.

         Сферы информатизации управления общеобразовательной школой достаточно многообразны:

паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчета школы и др.);

•   кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

•   учащиеся (ведение личных дел, учет успеваемости, посещаемости, внутришкольный контроль обученности, психолого-педагогическое сопровождение и др.);

•   расписание (автоматизированное составление вариантов расписания учебных занятий с возможностью выбора оптимального);

•   библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

•   медицинский кабинет (ведение медицинских карт, медицинское сопровождение и др.);

•   бухгалтерия (учет финансовых документов, ведение финансово-хозяйственной и статистической отчетности).

 

Организация учебного процесса

Учителя-предметники на своих уроках успешно используют обучающие программы, программы-тренажеры, диагностические и тестирующие программы и др. С помощью PowerPoint учителя готовят яркие иллюстрации, карточки с заданиями, которые легко дополняются и корректируются по ходу урока. Это позволяет значительно повысить интерес учеников к занятиям, что, в свою очередь, оптимизирует работу на уроке.

С большим удовольствием ученики работают над исследовательскими проектами, которые ежегодно защищаются на межшкольной научно-практической конференции. Составление таблиц, набор текста, построение графиков и диаграмм на ПК, проведение сложных вычислений, подготовка презентаций проектов для учеников давно стали привычным делом.

Использование ИТ в нравственном воспитании детей

Информатизация образовательного пространства может существенно повлиять на результативность воспитательного процесса при соблюдении педагогических требований, технологий, направленных на развитие личности, творческого мышления и положительной мотивации поведения.

В целях нравственного воспитания школьников на гуманистических народных традициях обычно используются рассказы и беседы о культуре и быте народа, его истории. Рассказ дает возможность в образной и яркой форме представить учащимся определенные ситуации культурного поведения. Но гораздо больше возможности для образного представления дает компьютер. Например. Ребята могут реализовать проект праздника, в котором будут интегрированы мультимедийное и сценическое воплощение основных элементов-действий этого праздника: сначала в качестве эпиграфа могут быть представлены различные видеоматериалы, в том числе в форме мультимедийной презентации, а затем будет проходить праздник с песнями, танцами, играми, состязаниями. Такая форма усиливает восприятие. Развивает воображение, прививает детям нравственные качества, такие, как чувство гордости, любовь и уважение к своему народу, его истории.

Хорошо зарекомендовали себя различные мероприятия, пробуждающие любовь детей к родной земле, дому, Отечеству, природе. Эти мероприятия могут сопровождаться применением компьютерных технологий: играми-заданиями, представлением коллажей из открыток и фотографий на интерактивной доске и др.

В воспитании младших школьников значительную роль играет традиция ведения летописи классного коллектива. Использование средств ИКТ в ведении такой летописи может быть весьма разнообразным. Текстовые и графические материалы могут создаваться на компьютере в соответствующих редакторах. Летопись может быть представлена в виде мультимедийной презентации — созданного учениками «фильма», снабженного музыкальным сопровождением. Наглядно представленное видение учащимися самых значимых этапов развития коллектива позволяет увидеть ценные в воспитательном плане акценты как свидетельство гордости за коллектив. А коллективное переживание сюжета является эмоциональным стимулом для сплочения коллектива учащихся.

Использование ИТ в физическом воспитании учащихся

В настоящее время вызывает беспокойство рост количества школьников с низким уровнем физического развития и физической подготовленности. Для решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей необходимо разумно организовать их двигательную активность, вовлечение ребят в разнообразные спортивные секции с учетом их физической подготовленности. В процессе обучения широко используются развивающие, восстановительные, подготовительно-стимулирующие и активизирующие нагрузки. Вся нагрузка определяется по критерию эффективности обучения и овладения учащимися соответствующими умениями и навыками. В определении этих показателей невозможно обойтись без ИТ. С их помощью рассчитываются интенсивность нагрузки, уровень тренированности, проводится оценка физического развития, деятельность сердечно-сосудистой системы, нервной и дыхательной систем.

Кроме того в учебном процессе можно использовать съемки учебных занятий, соревнований, файлы. Содержащие высказывания известных спортсменов, пропагандирующие здоровый образ жизни. Благодаря им учащиеся больше узнают о способах укрепления своего здоровью. Мультимедийные энциклопедии дают возможность учащимся получить необходимую информацию о своем организме, его функциональных системах, своем здоровье и т.д., при этом ребята не только овладевают знаниями и умениями, но и получают необходимые навыки укрепления своего здоровья.

ИТ в работе библиотек

Внедрение автоматизированных информационных технологий в библиотеки учебных заведений существенно облегчает решение стоящих перед ними задач:

  • формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования;
  • включение в федеральную систему информационного и научно-методического обеспечения образования;
  • организация использования электронных учебных ресурсов наряду с традиционными учебными материалами.

ИТ широко используются в работе библиотек. Учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки позволяет не только облегчить работу библиотекаря, но и обучать учащихся работе с ними.

Сегодня библиотекари должны проводить подбор не только традиционных источников (книг, брошюр, статей), но и Интернет-ресурсов, сайтов, мультимедийных продуктов. Они должны изучить потребности учителей и проводить работу по созданию и наполнению медиотеки, по закупке электронных учебников и электронных энциклопедий.

Многие учителя-предметники сами разрабатывают методические пособия, курсы лекций по отдельным темам, презентации, и т.д. все это может и должно храниться в библиотеке. Чтобы каждый учащийся мог в любое удобное для него время повторить этот материал или изучить его самостоятельно, если тема была пропущена.

Сетевые ресурсы и сеть Интернет в образовании

Превращение Интернета в атрибут повседневности коренным образом меняет «конфигурацию информационно-образовательного поля», окружающего современного человека, ведет к кординальным переменам в системе функций, которые традиционно возлагались на такие институты образования и культуры, как библиотеки, музеи, картинные галерей, вузы, средние и специальные образовательные учреждения. Сегодня многие из этих функций осуществляют образовательные сетевые ресурсы.

Образовательные сетевые ресурсы — это отдельные сетевые ресурсы или массивы сетевых ресурсов, такие, как образовательные сайты/порталы, системы дистанционного образования, библиотеки, банки данных/знаний, расположенные в единой информационно-образовательной сети Интернет, содержащие программные, дидактические, методические и другие материалы, представленные в виде текста, графики, аудио, видео и предназначенные для использования в любых образовательных и профессиональных целях, а также в помощь учебному процессу и контролю знаний.

Сегодня каждое предприятие, учреждение размещает свои сайты в сети Интернет, школы не являются исключением. На своем сайте мы размещаем информацию о школе, программы по которым работаем, требования к знаниям и умениям учеников, каждый учитель на своей странице может разместить лекции по отдельным темам, задания, которые должны выполнить учащиеся и т.д.

Кроме того мы можем и должны использовать этот потенциал для формирования информационных каналов между школой, родителями и общественностью. Каналов, которые обеспечат доступ к системе образования и ее прозрачность.

Интернет большие информационные возможности. На сайтах министерства образования мы можем найти официальные документы.   Имеется возможность для организации некоторых форм общения, где необходим непосредственный обмен информацией между участниками образовательного процесса. Интересные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и форумов.

Интерактивная доска Smart Board

История обычной школьной доски начинается с незапамятных времен. «Венцом творения» в эволюции школьной доски стали Smart Board — интерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера (путем проецирования изображения при помощи обычного медиапроектора), произвольного дополнения выведенного изображения ручными заметками, комментариями, примечаниями или акцентирующими внимание учеников «обводками» каких-либо важных фрагментов текста и графики, интерактивной работы с проецируемым изображением точно так же, как на экране дисплея при помощи мыши и сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере..

Что умеет разумная школьная доска? Конечно, одним только рисованием дело не ограничивается. В комплект поставки входит программа SmartNotebook: своего рода электронная записная книжка, позволяющая не только запоминать все нарисованное и написанное на доске, но и формировать из созданных «слайдов» учебные презентации. При этом рукописный текст может быть распознан и преобразован в печатный — такой же как при вводе с клавиатуры.

В дополнение к технологии «цифровых чернил» возможен и режим, когда доска просто используется как сенсорный экран: любым маркером или даже просто пальцем можно управлять используемой программной средой точно так же, как обычной мышью. То есть при подготовке слайдов, редактировании документов, выполнении текстовых заданий, управлении воспроизведением аудио- и видеофрагментов при помощи медиапанели, редактировании графики или работе в виртуальной лабораторной среде можно, прикасаясь к поверхности доски или рисуя на ней маркером или пальцем, нажимать экранные кнопки, перетаскивать, масштабировать и поворачивать объекты, работать с любыми компанентами пользовательского диалога, проецируемыми на поверхность доски. А при желании можно и набирать текст касаниями маркера на клавишах виртуальной клавиатуры, также нарисованной на экране-доске.

Применяя в учебном процессе персональный компьютер, мы многое приобретаем, но многое и теряем. Так даже в составе локальной сети учебная работа с компьютером строится обычно исключительно по индивидуальному принципу — каждый выполняет собственный вариант практического задания, а учитель лишь выборочно заглядывает в экраны или даже полностью доверяет контроль знаний электронному экзаменатору. Но при этом все меньшее значение приобретают такие формы классно-урочной деятельности, как ответ у доски, коллективное обсуждение изучаемой проблемы.

Теперь же, благодаря объединению компьютера и интерактивной доски, мы получаем уникальную возможность соединить бесспорные преимущества компьютера с традиционными формами обучения. Учитель, проецируя на доску очередное задание, может вызвать к ней одного или даже нескольких учеников для публичного решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию либо продемонстрировать результаты индивидуальной работы учащихся, дополняя их своими рукописными и графическими комментариями.

Использовать Smart Board можно уже в младших классах: ведь для работы с ней учащемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью: вся идеология, вся моторика здесь абсолютно та же самая, что и при работе с обычной, грифельной доской, только вместо мела используется не пачкающий руки пластмассовый маркер. А дальше все зависит от возможностей обучающих программ: разве не заманчиво получить возможность «оживить» сделанный на доске чертеж, просто двигая его пальцем?

Интерактивные доски поддерживают многие методы обучения благодаря доступности своей технологии. В результате мышление учащихся легко развивается.

Таким образом, интерактивные доски поддерживают процесс обучения, который, по существу, является конструктивистским. Части урока объединяются в единое целое, продвижение от одной страницы к другой благодаря программному обеспечению ИД обеспечивается для учащихся визуальной поддержкой: они могут видеть, что они уже прошли и в каком направлении двигаются. Возможность просматривать предыдущие стадии учебной программы укрепляет силы учеников, которые способны воспринимать обучение как процесс. И обратная связь является неотъемлемой частью этого процесса.

Визуализированные процессы становятся поддержкой учебному процессу, в ходе которого доска является площадкой ближайшей зоны обучения. Коллективистско-конструктевистский подход к обучению, в соответствии с которым новые знания появляются в результате совместной работы учащихся и учителя, становится возможным, когда материалы учебной программы обогащаются непринужденной познавательной деятельностью учеников, которая вовлекает другие ресурсы урока в качестве ответа на комментарии учеников, их предложения и вопросы.

ИД являются средством, которое поддерживает целый ряд методов обучения независимо от того, как учащиеся воспринимают материал — конкретно или абстрактно. Доски особенно эффективны для усиления процессов визуализации или просмотра учебного материала. Внимание учеников усиливается, а способность запоминать увеличивается. Учащиеся становятся более мотивированными, а учебный процесс — более содержательным и коллективистским. Использование фактора наглядности, при котором демонстрация подкрепляет обучение, повышает возможности визуализации, позволяя ученикам при необходимости возвращаться к любым этапам обучения. А использование различных развлекательных элементов — игровых моментов и устройств — означает, что обучение становится удовольствием.

Литература

1.  Толоконников А. Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руково­дителей и специалистов: Дис. ... канд.       пед. наук. Тольятти, 2000.

2. Концепция библиотечной компьютерной сети высшей школы / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М., 1994.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р).

4. Федеральная целевая программа «Раз­витие единой образовательной информационной среды (2001—2005 гг.)».  

5. Информатика и образование № 2. 2007. 

6. www.elsp.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: liliy_z (13.01.2015)
Просмотров: 680 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
часы
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Школа № 31
  • Белова Ю.В.
  • Мамочкина М.В.
  • Мансырева Л.С.
  • Кондратенко Л.П.
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz