Воскресенье, 19.05.2024, 07:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сайт учителя информатики
Главная Мои статьиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Безопасность
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках информатики в начальной школе презентация программы курса

Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках  информатики  в начальной школе

презентация программы курса


Глобальной задачей 3-го тысячелетия является построение информационного общества, основные принципы которого отражены в документах Всемирного Саммита по информационному обществу.

Неотъемлемой частью информационного общества является информационная культура личности.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировозрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникативных технологий.

Информационно-культурный человек должен уметь общаться с помощью современных средств информатики подобно тому, как культурные, в обычном понимании этого слова люди умеют разговаривать друг с другом, но умение общаться не приходит само по себе — этому мы должны научить, так как мы учим обычной таблице умножения.

Предлагаю вашему вниманию программу курса «Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках информатики в начальной школе».

В нашей школе этот курс ведется в рамках уроков «Информационная культура» выделенных за счет школьного компонента.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования в школе относится формирование целостного восприятия окружающего мира человеком, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что информатика является системообразующим предметом, таким, как математика или язык, и составляет вместе с ними основу современного образования.

Известно, что интеллектуальные способности детей начинают активно формироваться в период 5-11 лет. Поэтому одной из основных задач на I ступени обучения и воспитания является развитие мышления ребенка.

Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает усилия учителей и делает ребенка, а потом и взрослого человека плохо приспособленным к жизни.

Изучение информатики в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования.

При создании данного курса я опиралась (в основу данного курса легли) на авторские материалы А.В. Горячева, Ю.А. Первина, А. Паутовой.

Приоритетной целью курса является развитие логического и алгоритмического мышления, создание предпосылок  успешного усвоения обучающимися инвариантных фундаментальных знаний и умений.

Для реализации данной цели решались следующие задачи, развивающего, обучающего и воспитательного характера.

Развивающие

Создание условий для:

  • Развития коммуникативных способностей;
  • Развития познавательной активности;
  • Формирования логического и алгоритмического мышления.

Обучающие

Способствовать:

  • Формированию умений ставить и анализировать предметные задачи;
  • Усвоению основных приемов алгоритмизации;
  • Формированию информационной культуры.

Воспитательные

Формировать:

  • Эмоционально-положительное отношение к компьютеру;
  • самостоятельность и способности к самоорганизации;
  • умения работать в коллективе.

Занятия по данному курсу сопровождаю работой на компьютере, так как необходимо готовить учащихся к жизни в современном компьтеризованном мире. Кроме того, использование ПК значительно повышает  интерес учащихся к изучаемой дисциплине. Любые занятия на которых применяется компьютер, являются, как правило, значимыми для детей и любимыми, т.е. благодаря использованию ПК на уроках информатики достижения указанных выше целей значительно облегчается.

В качестве компьютерной поддержки уроков я использую различные программно-методические комплексы:

  • Роботландия (Предприятие «Роботландия», Переславль-Залеский);
  • Страна фантазия (автор С.Н. Тур, А.В. Ковалев и др.);
  • Мир информатики («Кирилл и Мефодий»);
  • Башня знаний («Кирилл и Мефодий»);
  • Незнайкина грамота (Бука);
  • Компьютерная грамотность: Звездная миссия (Руссобит).

При организации учебного процесса класс делится на подгруппы. В то же время санитарно-гигиенические нормы предусматривают успешную работы за компьютером не более 15 минут для детей до 10 лет.  Поэтому определенную часть урока школьники занимаются развивающими упражнениями, которые дополняют процесс изучения информатики, делают уроки полноценными уроками развития.

Эффективно использовать время, сохраняя активность обучающихся на разных этапах урока, за счет изменения видов деятельности позволяют комбинированные уроки.

Структура такого урока выглядит следующим образом:

  1. Организационный момент;
  2. Разминка;
  3. Основная часть урока (изучение нового материала, закрепление полученных знаний);
  4. Работа с компьютерной программой;
  5. Подведение итогов. Комментарии домашнего задания.

Особо хотелось бы рассказать об этапе «Разминка».

 В курсе информатики учащиеся знакомятся со множеством новых терминов и понятий. Дети этого возраста способны запомнить большой объем материала, а точнее «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может и не быть или она не прочная: механически выученный материал не является прочной основой. Поэтому на этапе разминки кроме развивающих задач логического и алгоритмического характера я использую упражнения, задания для отработки закрепления знаний, которые на предыдущих уроках излагались в основной (теоретической) части урока, т.е.раскрытие темы одного раздела   может быть распределено по всему курсу обучения и идти поэтапно по мере подготовки учащихся: сначала изучение фундаментальных понятий на этапе изложения нового материала, затем их последующее развитие на этапе разминки и, наконец, обобщение на уроках контроля усвоения знаний.

При изучении данного курса большое внимание уделяю развитию логического и алгоритмического мышления, что является отличительной особенностью. Причем раздел логики в нем занимает центральное место.  Наряду с решением задач развивающего характера дети знакомятся с основными положениями логики как науки. Полученные знания должны помочь учащимся научиться применять логику в процессе изучения истории, математики, литературы и других школьных предметов.

Формировать у младших школьников не только логическое мышление, но и элементы алгоритмического необходимо, потому что компьютеры являются неотъемлемой частью жизни современного человека.

Умение последовательно и четко излагать свои мысли тесно связано с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых. Оно находит свое выражение в том, что человек, видя конечную цель, может составить алгоритмическое предписание или алгоритм в результате выполнения которого цель будет достигнута.

Формирование навыков алгоритмического мышления у детей в этом возрасте не вызывает каких-либо трудностей, поскольку составление и использование алгоритмов является существенной частью воспитательно-образовательного процесса в школе. обучающиеся постоянно осваивают новые виды алгоритмов.

На занятиях, посвященных формированию навыков алгоритмического мышления школьники должны убедиться в том, что пошаговое выполнение последовательности команд позволяет им получить ожидаемый результат в том случае, если были четко определены начальные условия.

На этом уровне у учащихся появляется  мощное интеллектуальное средство. Позволяющее разбивать задачу на более простые и понятные с точки зрения их реализации подзадачи и применять методы пошагового решения задачи.

Информатика имеет широкие межпредметные связи. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами  как математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство. Поэтому изучение многих тем является продолжением этих уроков. Например, состав числа, прямой и обратный счет, множества и подмножества, закономерности и порядок. При осваивании клавиатуры дети повторяют словарные слова, части речи. Используются пакеты обучающих и контролирующих программ по русскому языку и математике. При работе с графическим редактором используются знания, полученные на уроках изобразительного искусства: композиция, передний план, фон, теплый и холодный цвет и т.д. Изучение раздела моделирование осуществляется с помощью приемов ТРИЗ.

Все мыслительные операции находятся в тесной взаимосвязи между собой, следовательно, процесс развития умения их производить осуществляется циклически, т.е. происходит регулярное закрепление ранее изученного, но уже на новом учебном материале и на большем уровне сложности.

Курс  «Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках информатики в начальной школе» предназначен для проведения уроков, факультативов, групповых занятий, занятий кружков в центрах дополнительного образования детей. Курс рассчитан на 2 года обучения, по 1 ч в неделю, с делением класса на подгруппы.

В результате изучения данного курса обучающийся должен уметь самостоятельно производить простые логический действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

уметь правильно воспроизводить и понимать сложные логические структуры (с использованием кванторов общности и существования («все», «не все», «некоторые», «ни какие»);

правильно понимать и достраивать несложные составные высказывания, использующие причинно-следственные связи («если…, то …») на уровне осознания их закономерностей.

Курс прошел апробацию в течение 3 лет, успешно используется учителями информатики школы, при активном сотрудничестве со школьным психологом.

Входной и выходной контроль позволяет отметить динамику роста следующих параметров: работоспособности, продуктивности и устойчивости внимания. Развития логического мышления, памяти.

Важной является творческая работа обучающихся, которая затем находит отражение в виде стенгазеты, буклета, журнала, альбома рисунков или мультимедийной презентации

Кому-то предлагаемые уроки могут показаться простыми, а кому-то — излишне информационно насыщенными. Каждый учитель вправе «подогнать» этот материал под себя, добавив часы на изучение самой интересной или наиболее трудной, на его взгляд темы, а может быть, и просто исключив избыточный, по его мнению, материал.   

Категория: Мои статьи | Добавил: liliy_z (13.01.2015)
Просмотров: 623 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
часы
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Школа № 31
  • Белова Ю.В.
  • Мамочкина М.В.
  • Мансырева Л.С.
  • Кондратенко Л.П.
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz