Воскресенье, 19.05.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сайт учителя информатики
Главная Мои статьиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Безопасность
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок информатики в условиях введения и реализации ФГОС

Урок информатики в условиях введения и реализации ФГОС 

Введение  

С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В связи с этим возникает потребность в формировании ключевых компетентностей, которым общество придаёт особое значение, и которыми школа должна вооружить учащихся:

  • компетентности в общении;
  • компетентности познавательной деятельности;
  • компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Именно поэтому со 2 класса я начинаю работать над формированием универсальных учебных действий.

Цель моей работы: формирование универсальных учебных действий посредством уроков информатики.

Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами:

  •  необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и  познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  •  необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

Задачи:

  1. Создание модели формирования универсальных учебных действий.
  2. Создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Универсальные учебные действия:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. В частности, учебный предмет «Информатика» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Широкие межпредметные связи открывают возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Мною разработана модель формирования УУД на уроках информатики.

Способы (приемы) формирования УУД

Вид деятельности

Цели

Работа в парах

Взаимопроверка заданий; учебный конфликт; обсуждение способов действий

- осмысление способов действий;
- эмоциональная и содержательная поддержка;
- продвижение каждого ученика в своем темпе;

- снятие состояния тревожности, утомляемости.

Решение проектных и исследовательских задач, ТРИЗ

Использование справочной литературы; сбор информации; систематизация и сортировка информации; презентация результатов; решение логических задач

- вывод педагогического процесса из стен школы в окружающий мир;

- повышение интереса к предмету, приобщение к исследовательской деятельности;

- углубленное изучение учебного материала;

- умение описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;

- развитие навыков общения, сотрудничества;

- готовность к обсуждению проблемной ситуации;

- формирование умения находить конструктивные решения;

- Формирование исследовательских навыков;

- развитие логического мышления.

Дидактические игры

Совмещение учебной и игровой задачи; установление отношений между предметами и явлениями

- повышение работоспособности учащихся;

- активация мыслительной деятельности, внимания, речи.

ИКТ

Самостоятельная работа; контроль знаний;

Поиск информации

- индивидуализация подхода к обучению;

- развитие творческих способностей, исследовательской деятельности;

- усиление мотивации учения;

- формирования умения работать с информацией;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование пользовательской культуры работы с ПК

Моделирование

Наблюдение; сопоставление; сравнение;анализ

-формирование умения наблюдать;

- развитие мышления;

Развитие навыков алгоритмического мышления;

- приобретение навыков самостоятельного творчества;

Внеурорчная деятельность

Поиск дополнительного материала на заданную тему; обмен мнениями; выявление спорных вопросов; построение системы доказательств; выступление перед аудиторией; обсуждение в группах

- расширение знаний в области информатики;

- развитие представления о межпредметных связях;

- подготовка к олимпиадам младших школьников.

 

Работа в парах

Работа в группах помогает учащемуся осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Использование коллективных занятий даёт возможность продвинуться каждому ученику в своём темпе, снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта и утомляемости, способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Решение исследовательских задач

Метод решения исследовательских и проектных задач выводит педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, идет от потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Моя функция как учителя при работе учащихся над проектными задачами — помогать ученикам в поисках нужной информации; являться источником информации; координировать весь процесс; поощрять учеников; поддерживать постоянную обратную связь.

Использование данного метода способствует более углубленному изучению учебного материала, развитию у детей навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения.

В рамках работы над проектной задачей учащимся предоставляются следующие возможности:

  • поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных из Интернета и других источников информации;
  • построения структуры и проведения презентаций;
  • делового общения при совместном решении вопросов.

Дидактические интеллектуальные игры

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Игра – это часть учебного процесса, которая обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание.

Возможности использования игровых технологий велики и разнообразны:

  • Ролевые игры на уроке (инсценировки);
  • Игровые организации учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН).

Информационно-коммуникативные  технологии

Грамотное использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

·        развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль);
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя дифференцированные  задания.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Моделирование

Моделирование – это процесс, в котором идет создание продукта и одновременно его осознание.  Моделирование является способом исследования действительности, а значит формирования и развития исследовательских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, которую невозможно получить другим путем. Моделирование позволяет получить информацию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окружающем мире. Велика роль моделирования в развитии пространственных представлений, что особенно важно  именно в младшем школьном возрасте. При моделировании изучение объекта или явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка.  Процесс создания модели всегда сопряжен с выбором вариантов действий, с необходимостью придумывать какие то новые подходы, делать какие-то предсказания. Очевидно, что применение моделирования развивает конкретно-образное и логическое мышление, а также творческие способности ребенка.

Внеурочная деятельность

Программа внеурочной деятельности «Информационная культура» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем окружающий мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Современный урок информатики

В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку?

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  •  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  •  урок должен быть добрым.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно - иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

В качестве примера можно привести задания по информатике в рамках введения ФГОС в начальной школе.

Использование в курсе специальных обучающих программ формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Программа «Кто где живёт». Пропедевтика темы «Система координат»

Программа «Логика». Обучение решению логических задач с помощью таблиц

Программа «Природные зоны». Обучение поиску информации в гипертекстовом документе

Задания, связанные с практическим использованием офисных программ также содержащие информацию об областях использования компьютеров. Например:

используя одну из данных заготовок придумай и напиши открытку для мамы к празднику 8 Марта.

Открытка №1

Открытка №2

Открытка №2

Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.

Изучение правил поведения в компьютерном классе и этических норм работы с информацией развивает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию УУД планирование. Это задания типа «Составь алгоритм…», «Заполни пропуски в алгоритме…». Содержанием этих заданий является:

  • планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
  • планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей.

Чтобы сварить манную кашу, надо выполнить следующие шаги алгоритма:

a. Пронумеруй шаги алгоритма по порядку. Если ты не знаешь, как варить манную кашу, посоветуйся с взрослыми.

b. В кашу можно положить ягоды, варенье или какао. Если хочешь, дополни алгоритм приготовления манной каши.

Система заданий, связанных с одновременным анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации стимулирует действия по формированию внутреннего плана. Хотя в явном виде они не требуют составления плана, желание ученика выполнить их успешно понуждает его к планированию деятельности в рамках такого задания. Например:

Прочти рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Речки чёрные и голубые».

В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах; в полях реки текут голубые, и цветы возле них разные.

На основе информации рассказа: дай название иллюстрации; дорисуй рисунок.

Развитию универсальных логических действий способствует анализ объектов с целью выделения признаков. Развитие действия анализа объектов начинается во втором классе в процессе выполнения заданий, связанных с развитием смыслового чтения. В третьем и четвёртом классах развитие данного УУД осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».

Во втором классе развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности. Задания выполняются с полным устным комментарием учеников с использованием слов «предыдущий», «последующий», «все кроме одного». В третьем классе данное УУД развивается в рамках тем «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице».

Например:

В двух таблицах одна и та же информация о хвойных деревья. Отличаются таблицы только порядком записей.

Какую таблицу удобно использовать, чтобы найти ответы на вопросы:

§    Какое хвойное дерево самое высокое?

§    У какой пихты шишка длиннее?

Структура  современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик в начальной школе будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

Заключение

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Я думаю, что каждый учитель понимает, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

По мере реализации описываемого опыта происходит постепенное развитие умения учащихся учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Школьники учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); развивается способность обучающихся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; происходит заметное обогащение и активизация словарного запаса, формируется речевая активность учащихся.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Литература

  1. Ахметова, М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников [текст]/ М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 166-172.
  2. Клепинина, З. А. «Моделирование в системе УУД» [текст]/ З. А. Клепинина //журнал «Начальная школа» .- 2012 .-№1.-  с.26.
  3. Меркулова, Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД» [текст]/ Т. Меркулова// журнал «Начальная школа».- 2012.- № 2 - с.40.
  4. Шкуричева, Н.А. «Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности» [текст]/ Н.А. Шкуричева //журнал «Начальная школа».-2012.-№ 11.- с.4.
  5. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx…
  6. Агафонова, С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
  7. Гришова, Е.А. Современный урок  в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]  — Режим доступа: http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  8. Гурьянова, О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС [Электронный ресурс]  // Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" - Режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]
  9. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] – Режим доступа:   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
  10. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс]   – Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/35203.html
Категория: Мои статьи | Добавил: liliy_z (01.07.2015)
Просмотров: 3189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
часы
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Школа № 31
  • Белова Ю.В.
  • Мамочкина М.В.
  • Мансырева Л.С.
  • Кондратенко Л.П.
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz